Доде́ Альфонс (Daudet) (1840-1897), французский писатель. В трилогии «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872-90) создал юмористический тип провинциального буржуа, сибарита и фанфарона. Книга рассказов и очерков о Провансе «Письма с моей мельницы» (1869). Социально-критические тенденции в романах «Набоб» (1877), «Короли в изгнании» (1879) и других, воссоздающих нравы различных слоёв французского общества. Литературные воспоминания (1888).
* * *
ДОДЕ Альфонс - ДОДЕ́ (Daudet) Луи Мари Альфонс (13 мая 1840, Ним - 16 декабря 1897, Париж), французский писатель.
После разорения отца-фабриканта семнадцатилетний Доде становится помощником школьного учителя, но вскоре его увольняют из-за легкомысленных интрижек. К этому времени относится литературный дебют будущего прозаика - сборник стихотворений «Влюбленные» (1858). Совершив неудачную попытку самоубийства, Альфонс перебирается в Париж к старшему брату Эрнесту, начинает работать хроникером в газете «Фигаро (см. ФИГАРО)» и посещает светские салоны, где имеет большой успех в качестве блестящего рассказчика. В 1860-63 гг. он служит секретарем у герцога де Морни, сводного брата Наполеона III (см. НАПОЛЕОН III), председателя Законодательного собрания, который впоследствии стал прототипом главного героя в романе «Набоб» (1877). В 1867 Доде женился на Жюли Аллар, подарившей ему троих детей. В 1870 его наградили орденом Почетного легиона (см. ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА ОРДЕН). В период осады Парижа прусскими войсками он вступил в Национальную гвардию, но в апреле 1871 покинул столицу, в которой была провозглашена Коммуна (см. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871). Первый большой успех пришел к Доде в 1874 году с выходом остросоциального романа «Фромон младший и Рислер старший».
Его принимают в свой круг самые заметные писатели эпохи (Гюстав Флобер (см. ФЛОБЕР Гюстав), Эдмон и Жюль Гонкуры (см. ГОНКУР), Виктор Гюго (см. ГЮГО Виктор)), он заводит дружеские связи с близкими ему по творческой манере художниками-импрессионистами - такими, как Огюст Ренуар (см. РЕНУАР Огюст), Эдуар Мане (см. МАНЕ Эдуар), Клод Моне (см. МОНЕ Клод). В нескольких романах Доде описал хорошо знакомое ему общество времен Второй империи (см. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ) и Третьей республики (см. ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА): помимо «Набоба, это «Короли в изгнании» (1879), «Бессмертный» (1888), «Опора семьи» (1897). В скандальном деле Дрейфуса (см. ДРЕЙФУСА ДЕЛО) писатель поддержал официальную версию об измене офицера-еврея и выступил с рядом антисемитских заявлений. В 1890-е годы тяжелая болезнь вынудила его отказаться от активной жизни: он переезжает в загородный дом, где принимает молодых многообещающих литераторов - Марселя Пруста (см. ПРУСТ Марсель), Мориса Барреса (см. БАРРЕС Морис), Жюля Ренара (см. РЕНАР Жюль). Когда он скончался, влиятельные политики, в частности, Жорж Клемансо (см. КЛЕМАНСО Жорж), просили устроить ему национальные похороны, однако не нашли отклика у тогдашнего правительства. Надгробную речь на кладбище произнес Эмиль Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль), расходившийся с Доде в убеждениях, но ценивший его как писателя.
Нравы и фольклор этой древней земли послужили материалом для самых значительных произведений Доде. В автобиографической книге «Малыш» (1868) он фактически описывает свои детство и юность: его герой Даниэль Эйсет ради заработка вынужден поступить учителем в коллеж провинциального городка, где пресмыкаются перед отпрысками богачей и унижают детей бедняков. В «Письмах с моей мельницы» (1869) бытовые зарисовки из жизни простых людей соседствуют с творчески обработанными легендами и сказаниями. Поэтизируя патриархальность Прованса, Доде противопоставляет его Парижу как воплощение чистой, мирной, достойной жизни. На основе одного из писем сборника он создает пьесу «Арлезианка» (1872), переработанную в либретто оперы, музыку к которой сочинил Жорж Бизе (см. БИЗЕ Жорж). Наконец, самый популярный персонаж Доде - Тартарен из Тараскона - родом из крохотного провансальского городка. Писатель посвятил ему трилогию: «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», 1872; «Тартарен в Альпах», 1885; «Порт Тараскон» (1890). В первой части - несомненно, лучшей из трех - темпераментный южанин, смешной толстяк, тщеславный хвастун и неудержимый враль героически борется с собственной трусостью, пускаясь в довольно рискованные авантюры (путешествие в Алжир, охота на львов). Хотя из всех этих приключений Тартарен выходит изрядно потрепанным, у него остается достаточно энергии и воображения, чтобы поражать земляков рассказами о своих «подвигах».